Опыт российских и зарубежных компаний
Проблема контрафактных семян на российском рынке резко обострилась в 2024 году. Проще всего подделать семена кукурузы, и недобросовестные поставщики активно пользуются этой возможностью. Страдают в итоге не только аграрии, которые получают минус по всхожести, но и имидж самих селекционеров. О том, какие методы борьбы используют российские и зарубежные компании и как ФГИС «Семеноводство» поможет поставить точку в вопросе фальсификата, журнал поле.рф поговорил с экспертами рынка семян.
Семена неизвестного происхождения были широко распространены на рынке в 2009 году и составляли более 30% от общего объема, сообщил председатель совета ассоциации «Национальный семенной альянс» Игорь Лобач. Но в последующие 15 лет, по оценкам экспертов альянса, количество контрафактной продукции значительно снизилось — до уровня не более чем 10%.
По его мнению, основная причина заключается в ограничениях на ввоз семян в Россию для недружественных стран. В дополнение к этому снижение доходности сельхозпроизводства вынуждает аграриев искать более дешевые альтернативы, что нередко приводит к приобретению контрафактной продукции.
В результате на рынке появляется фальсификат тех видов семян, которые ранее не подделывались: в этом году были впервые выявлены поддельные семена подсолнечника, а также был зафиксирован случай контрабанды семян подсолнечника и кукурузы. Лобач подчеркнул, что представители ассоциации передают полученную информацию о контрафакте, контрабанде и фальсификате на рынке семян компетентным ведомствам — в Минсельхоз и Россельхознадзор.
Как пояснил Лобач, подделывать семена кукурузы проще всего, так как визуально на первый взгляд сложно отличить семена первого и второго поколений. По его оценкам, в этом году доля поддельных семян кукурузы выросла до 15%, в то время как в прошлом сезоне эксперты оценивали ее в 8%.
Управляющий партнер компании RUSEED Марк Гехт уточняет: доля фальсификата на рынке семян кукурузы в России может колебаться в пределах 10–15%. По его мнению, проблема во многом связана с сокращением импорта и консерватизмом фермеров, которые в силу привычки предпочитают пользоваться иностранным семенным материалом, который сеяли раньше, и идут на риск ради его покупки.
По мнению руководителя по направлению GR (Government Relations, управление отношениями между компанией и государством) селекционно-семеноводческого холдинга «Золотой початок» Александра Закускина, проблема с подделкой семян иностранной селекции будет решена после того, как локализация их производства будет запущена в полном объеме.
«К сожалению, на текущий момент не все иностранные игроки выразили желание ее проводить», — пояснил он.
Закускин также напомнил, что за последние два-три года стоимость той же самой логистики для иностранных семян выросла более чем на 20%, а желание купить товар дешевле и сократить свои затраты у фермеров осталось.
Еще одним фактором, влияющим на рост объема контрафактной продукции на рынке семян в России, по словам менеджера по безопасности компании Syngenta Екатерины Труфановой, является перенос деятельности лиц, вовлеченных в реализацию контрафактной продукции, в онлайн пространство. По ее мнению, это позволяет недобросовестному продавцу снизить риски установления его личности и последующего привлечения к ответственности.
«Одновременно с этим в настоящее время отсутствует достаточное законодательное регулирование деятельности маркетплейсов и онлайн-площадок в части предотвращения обращения на них контрафактных товаров. Например, не установлена единая процедура проверки продавцов и их предложений, а также не закреплена ответственность площадок за допуск продавцов контрафактной продукции», — пояснила Труфанова.
Она добавила, что в целом низкая активность правоохранительных органов в проведении проверок в отношении недобросовестных продавцов и выявленных фактов реализации контрафактной продукции влияет на рост объема такого товара на рынке.
Покупка семян на маркетплейсах не всегда сопряжена с риском. Главное правило — работать с проверенными площадками, где уже представлены крупнейшие производители семян и их дистрибьюторы. Например, на платформе поле.рф сегодня можно купить семена различных культур: яровой и озимой пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника, рапса и даже сорго.
Перед выходом со своим товаром на платформу каждый продавец проходит обязательную проверку. Уже сейчас с поле.рф сотрудничают такие известные компании, как Syngenta, «Щелково Агрохим», дистрибьюторы — «ФЭС-Агро», семеноводческие хозяйства — АО «Артель» (Курская область), «Пачелмское хозяйство» (входит в «Русмолко», Пензенская область).
В RUSEED тоже отмечают, что интернет-канал продажи семян будет развиваться, сейчас проблема заключается в том, что не все аграрии готовы использовать новый метод.
«Мы видим прекрасные перспективы продажи семян на маркетплейсах. Единственное, конечно, необходимо проделать большую работу, в первую очередь по привлечению потребителей на данные площадки. Второе — по формированию по сути нового клиентского опыта при продаже семян», — прокомментировал Гехт и добавил, что совместная работа цифровых платформ и потребителей семян поможет сформировать новые потребительские привычки.
Как рассказал Закускин, в холдинге «Золотой початок» разработано несколько мер защиты от подделок. Во-первых, компания прослеживает цепочку поставок до конечного потребителя. Во-вторых, сотрудники, работающие в ответственных регионах, круглосуточно находятся на связи и им всегда можно позвонить и уточнить путь и судьбу того или иного мешка семян «Золотого початка».
Он также отметил, что упаковку продукции «Золотой початок» отличает ряд признаков, на которые важно обратить внимание. Помимо этого, специалисты компании на регулярной основе проводят мероприятия, способствующие защите семян от подделок, например, с определенной периодичностью меняют полиграфию и уровни защиты мешков.
Первый вице-президент по коммерции «ФЭС-Агро» Александр Каргин рассказал, что компания работает напрямую только с производителями семян.
Кроме того, у семян, которые реализует компания, есть схема защиты от подделок: по системе специальных маркировок на мешке или упаковке можно определить оригинальность семян.
«Любой официальный дистрибьютор по просьбе клиента может помочь организовать проверку партий семян со стороны производителей семенного материала», — добавил Каргин.
Что касается компании RUSEED, то, как сообщил Гехт, у нее нет специальных мер защиты продукции, таких как матрикс-коды, применяемые на рынке средств защиты растений. При этом компания продает семена исключительно через официальных дилеров и представителей, что минимизирует риск подделок, заверил он.
Иного подхода по защите своей продукции придерживается Syngenta. Как сообщила Трифонова, компания применяет комплексный подход в борьбе с контрафактной продукцией, а именно — внедряет и совершенствует различные элементы защиты упаковки. Так, на всех оригинальных мешках с семенами полевых культур нанесен специальный логотип Syngenta, который становится виден при освещении упаковки УФ-лучами. А на мешках с семенами подсолнечника размещен дополнительный защитный стикер с QR-кодом и уникальным номером для каждой единицы продукции. Проверке также подлежит и номер партии семян, который представляет собой буквенно-цифровой код и размещается на этикетках.
Кроме того, компания осуществляет сбор и анализ информации о продавцах подозрительной продукции, взаимодействует с правоохранительными и судебными органами.
«Наиболее действенной и результативной работа по противодействию подделкам на рынке семян ведется в странах, где действует более жесткое законодательство в части ответственности за производство, реализацию и использование контрафактной продукции», — сообщила Трифонова.
Совместно с представителями правоохранительных органов Syngenta проводит рейды в странах своего присутствия, в том числе в Индии, Бангладеш, Албании, Сербии и Бразилии. В России были проведены два успешных рейда в Оренбургской и Белгородской областях, в ходе которых было обнаружено и изъято большое количество контрафактных семян и средств защиты растений различных брендов, производственное оборудование, поддельные этикетки и упаковка, добавила Трифонова.
Одним из новых направлений работы в области борьбы с контрафактом стало взаимодействие Syngenta с интернет-ресурсами, в рамках которого компания также проводит анализ размещенных объявлений продавцов. По итогам проведенной оценки маркетплейсам направляется информация для последующей блокировки предложений с контрафактной продукцией.
По мнению Гехта, за последнее время в России появилось много сортов и гибридов, которые по характеристикам не уступают иностранным аналогам и даже превосходят их. Однако отечественные компании изначально не вкладывали в маркетинг столько, сколько иностранные корпорации, поэтому информированность о российских продуктах ниже.
«Важная задача всех участников рынка сейчас — работать с аграриями, формировать доверие к отечественному продукту. Это решит многие вопросы, в том числе, проблему фальсификата», — уверен он.
По мнению Трифоновой, необходимо внедрять ответственный подход фермеров при закупке семян, при котором они не будут доверять непроверенным продавцам и низким ценам, станут проверять источники их продукции и документацию на нее, работать только с официальными дистрибьюторами и производителями, а при обнаружении контрафактной продукции — информировать о выявленном факте производителя, а также обращаться в правоохранительные органы и суды для защиты своих прав.
Эксперт уверена и в необходимости активной работы официальных дистрибьюторов с фермерскими хозяйствами в части информирования их о том, где в регионе можно приобрести оригинальную продукцию и как можно проверить семена на контрафактность.
Защитить российский семеноводческий рынок на государственном уровне призвана ФГИС «Семеноводство», работа в которой станет обязательной с 1 сентября 2024 года. Как сообщали в Минсельхозе, она будет содержать обязательную информацию предоставляемую физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области семеноводства, ввоза и вывоза семян сельхозрастений. В системе также будут отражаться данные об аккредитованных испытательных лабораториях, органах инспекции, профильных научных и образовательных организациях.
После запуска системы, по мнению Гехта, проблема контрафакта перестанет стоять столько остро, поскольку ФГИС «Семеноводство» призвана контролировать происхождение и качество продукции.
«В системе отображается вся информация о семенах: от их появления у сельхозпроизводителя до производства товарной продукции. Это минимизирует риски для сельскохозяйственных предприятий», — считает он.
«ФЭС-Агро» тоже поддерживает нововведения и полностью к ним готова. При этом Каргин предположил, что накануне запуска ФГИС «Семеноводство» «недобросовестные дельцы» попытаются избавиться от имеющихся у них объемов, чтобы успеть заработать перед предстоящими изменениями законодательства.
«Нужно ставить барьер обороту и применению на территории Российской Федерации контрафактных и фальсифицированных семян. Считаем, что благодаря новому закону с рынка исчезнет некачественная продукция и будет наведен порядок с контрафактными, фальсифицированными и непригодными к использованию семенами. А это в конечном итоге положительно скажется не только на безопасности производимой продукции аграриями и состоянии окружающей среды, но и будет способствовать прозрачному рынку продажи семян», — подчеркнул он.
До тех пор, пока регистрация во ФГИС «Семеноводства» не стала обязательной для всех участников рынка, проблему фальсификата семян продолжают активно обсуждать в публичном пространстве. В том числе она станет одной из тем деловой программы Всероссийского форума селекционеров и семеноводов «Русское поле», который пройдет в Казани 23-24 августа.
В число спикеров форума входят министр сельского хозяйства России Оксана Лут, председатель совета ассоциации «Национальный семенной альянс» Игорь Лобач, генеральный директор «Щелково-Агрохим» Салис Каракотов, директор «Агроплазма» Николай Бенко, управляющий партнер RUSEED Марк Гехт, советник председателя совета директоров ГК «Эфко» Екатерина Журавлева и другие. Форум пройдет при поддержке Минсельхоза России. Журнал поле.рф выступает информационным партнером мероприятия.